Президент ЮНПРЕСС: Дети Чувашии увлечены журналистикой

Давно изучала страницы портала ЮНПРЕСС, но никогда не думала о том, что смогу взять интервью у президента этого огромного молодежного объединения, Сергея Борисовича Цымбаленко. Он более сорока лет занимается журналистской и научно-практической деятельностью в области информационно-коммуникативной деятельности подрастающего поколения.

Но для начала давайте я вам расскажу, что такое ЮНПРЕСС. Наверняка, когда вы были в школе, то в вашем классе были такие ребята, которые не могли сидеть на месте. Вечно активничали, участвовали в городских мероприятиях, конкурсах, выпускали школьную газету. Учились основам журналистики, и вам даже выпало счастье увидеть, как эти умельцы записывают интервью.

Так вот, ЮНПРЕСС — это площадка, мультивидеопортал молодежи для молодежи, где школьники и студенты со всей России и не только могут публиковать свои сюжеты, новости и делиться своим опытом, могут быть услышаны сверстниками и взрослыми.

Сергей Цымбаленко

В рамках финала Межрегионального открытого творческого конкурса школьных газет «Школа-пресс 2017» в Чувашию приехал Сергей Борисович Цымбаленко. В ходе нашего интервью он рассказал о своем пути в мир текста и печати:

«С 1970 года я начал заниматься детской журналистикой в знаменитом отряде «Каравелла», создателем которого был писатель Владислав Крапивин. Там я помогал юным журналистам. А когда встречался с несправедливостью, не мог по ночам спать из-за этого, то и сам писал в «Пионерскую правду» (она тогда выходила десятимиллионным тиражом, была влиятельная). Меня, преподавателя философии, пригласили стать ее собкором на Урале. Я проработал там шесть лет. Затем меня пригласили в Москву в Центральный Совет пионерской организации помогать прессе для детей и самих детей, большой опыт получил на многих журналистских сменах в детских лагерях, сначала в «Артеке», потом в «Орленке». Как раз тогда родился ЮНПРЕСС как новое явление самодеятельной детской прессы. Три года мы выпускали рубрику школьных новостей на Первом канале, делали страницу старшеклассников «Эпицентр» в «Учительской газете». Кстати, редактором одного выпуска «Эпицентра» в 1991 году был Владимир Иванов, который сейчас работает уполномоченным по правам предпринимателей в Чувашской Республике. Мы первыми 2000 году создали молодежный портал в интернете ЮНПРЕСС. Так набирали, прокладывали путь подростков и молодежи в информационное пространство».

— Как сейчас работает ЮНПРЕСС?

— Сейчас мы взаимодействуем с различными коллективами юношеских СМИ и киностудий, а не с отдельными группами детей. Организуем проекты и воплощаем творческие идеи в жизнь. Раз в год организуем медиафорумы в «Артеке» и «Орленке».

— Вы принимали участие в Межрегиональном фестивале школьных газет «Школа-Пресс 2017», что вы можете сказать об этом направлении в Чувашской Республике?

— Очень понравилось то, что фестиваль проводит Издательский дом «Грани». Приятно, что проект поддерживают власти Чувашии и города Новочебоксарска, есть спонсоры. Наше региональное отделение Лиги юных журналистов в Чувашской Республике является постоянным партнером проекта. Порадовало активное участие сельских школ Чувашии. К сожалению, я не видел лучших газет фестиваля. Из того, с чем мог ознакомиться, можно заключить: школьные газеты больны тем, что они не интересны. Они красивые, хорошо оформлены, а заметки не интересные, не актуальные. В этих изданиях пишут чаще всего про школьные мероприятия, причем скучно, как отчеты. Писать про то, что ребята итак знают — толку нет. Мы увидели газеты узкой направленности, которые рассказывают только о жизни школы — какая у нас школа замечательная и какие замечательные мероприятия и уроки в ней проводятся. И как раз на фестивале мы с ребятами об этом беседовали. Говорили о журналистике, какой она бывает. Какие темы надо поднимать, чтобы выпуск этой газеты все ждали, чтобы она была товарищем. Ребята все прекрасно понимают, предлагали интересные темы. Одну девочку мы даже отметили путевкой на медиафорум «Артек».

Школа-пресс 2017

— Частая проблема школьных газет — это роль административного ресурса в создании материала и отсутствие интереса у читателей. Как отстоять свою независимость и писать о том, о чем хочется?

— Я расскажу вам интересный опыт, который я увидел в Бурятии. Там телепрограммы и газеты не просто школьные, а ориентированы на микрорайон. Дети пишут и о семьях, и о жизни района, какие события у них проходят. Непосредственно являются частью этого организма. Взять к примеру французские школьные газеты — они очень много пишут о жизни родителей. Если отец- булочник и стал спонсором газеты, то они скажут о том, что у него за выпечка, а может и поделятся рецептом вкусного пирога. Важно чтобы территориальные газеты опекали школьные, чтобы участие принимали и руководства поселений. Так они могут обрести независимость. А если все-таки приходится продвигать идеи в школе, то лучше знакомить директора с документами, где написано о праве на информацию, свободе слова (Конституция РФ, Закон о печати РФ, Конвенция ООН о правах ребенка). Мне очень понравились встречи с сельскими школьными газетами, были в Канашском и Чебоксарском районе. Остались очень хорошие впечатления от детей, все увлечены работой. Видно, что им нравится этим заниматься.

— Во время визита в Чувашию у вас была встреча со студентами журфака ЧГУ, что можете сказать о будущих журналистах?

— Отличительная чувашская особенность — это скромность. Студенты мне показались очень скромными и любознательными. И перед студентами я выступил как ученый, который занимается информацией и коммуникацией. Рассказал будущим журналистам о том, как общество и весь мир коммуницирует без границ пространства и времени. Соответственно меняется роль профессиональных СМИ.

— В век глобализации поток информации поступает огромными приливами. Посоветуйте, как воспитать в себе медиаграмотного потребителя, и каким вы видите будущее журналистики.

— Многие ученые приходят к выводу, что суть коммуникации — это формирование коллективного сознания. Все люди взаимосвязаны друг с другом с помощью интернет-сетей. Уже сейчас наступило такое время, когда ребята коллективно ищут знания, начиная от мелочей и заканчивая интересными сайтами, книгами, фильмами. Эти навыки есть у наших подростков. Задача медиаобразования — это умение использовать информацию для коллективного совместного поиска новых знаний и решения социальных проблем. Важно учить не только чему, а для чего. И надо стараться получать качественную информацию, критически сравнивать данные из различных источников, чтобы делать самому вывод после поиска. А что касается будущего, то сейчас журналисту нужно быть всесторонним и знать больше, разбираться в различных проблемах, стараться стать гражданином мира, а не корпоративного издания. Появляются блоги, люди начинают проявлять свою информационную активность, рождаются «средства массовой самокоммуникации». Каждый может создать медиапродукт и сделать его доступным всем. Развивается гражданская журналистика, наступило то время, когда люди стали носителями информации и могут независимо от СМИ поделиться ею и рассказать о событии раньше, чем выйдет сюжет на телевидении. Так же и мы, учим юных журналистов проявлять свою гражданскую активность, создавать умное и полезное информационное пространство.

Нина Любинарская

Заметили ошибку на сайте? Сообщите нам о ней, нажав Ctrl+Enter.